Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Воскресенье, 17 Февраля 2008

Доклад Архиерейскому Собору РПАЦ Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора «О каноническом и юридическом статусе Российской Православной Автономной Церкви»

Доклад Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора

«Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства!

Как вам хорошо известно, после упразднения в Поместной Российской Церкви центрального Высшего Церковного Управления, все «ветви» русского православия имеют каноническое основание своего бытия в знаменитом Постановлении святейшего патриарха Тихона № 362.

Параграф 2 этого Постановления говорит об организации для епархий высшей инстанции Церковной власти «в виде ли временного высшего церковного правительства, или митрополичьего округа, или еще иначе». Для этого «епархиальный архиерей немедленно входит в общение с архиереями соседних епархий».

Согласно с параграфом 6, в образованном из епархий округе архиерей «вступает в управление местными церковными делами согласно канонам».

Согласно с параграфом 5, высшая церковная власть имеет право «учреждать по соборному суждению с прочими архиереями новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных».

Всякое такое церковное устройство требует составления для всех входящих в новообразованную область епархий каких-то указаний, положения, а для регистрации в государстве — Устава. Понятно, что оно является временным, то есть имеет силу до восстановления нормального управления Всероссийской Церкви. Об этом говорит параграф 10 Постановления.

На основании этого Постановления существовала Русская Зарубежная Церковь и существует ныне РПАЦ.

Таким образом, в каноническом плане Российская Православная (автономная) Церковь является самостоятельной и самоуправляемой частью Поместной Российской Церкви, и, как всякая Церковь, является полноценной Церковью Христовой, Телом Христовым, единой в вере и жизни со вселенской Православной Церковью, включающей в себя всех живших до нас святых и живущих ныне истинно-православных христиан. Отделившись от «мирового православия», наша Церковь является частицей Истинно-Православной Церкви и исторически объединяет по преимуществу православных христиан русской традиции и русского языка.

Важнейшими организационными актами в Российской Православной Церкви, вернее, в той её части, которая находится на территории бывшей Российской Империи, явились Съезды, фактически Соборы, духовенства и мирян российских епархий преосвященных Архиепископа Лазаря и Епископа Валентина в 1993, 1994 и 1995 г. На них было восстановлено Временное Высшее Церковное Управление в России, позже переименованное в Архиерейский Синод. Для регистрации легальной части Церкви в России была юридически образована структура с названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). За основу её Устава был взят Устав Российской Православной Свободной Церкви, принятый Архиерейским Собором с некоторыми незначительными изменениями и была зарегистрирована РПАЦ, а 16 декабря 1998г. Минюстом РФ за № 414 была зарегистрирована её Суздальская Епархия.

Православная Церковь обязана не только исповедовать православное вероучение, строго следовать церковным догматам, но и исполнять каноны Церкви. Поэтому в нашем Уставе отражено, что наша Церковь в своей жизни руководствуется Канонами Православной Церкви, Правилами Вселенских и Поместных Соборов, правилами святых отцов, а также актами, указами, постановлениями и определениями Российской Православной Церкви (п.1.4).

«Высшим органом нашей Церкви является Архиерейский Собор, возглавляемый Председателем Архиерейского Синода. В межсоборный период постоянно действующим руководящим органом Церкви является Архиерейский Синод, подотчетный Архиерейскому Собору. Определения и постановления Архиерейского Собора Церкви и Архиерейского Синода Церкви обязательны для исполнения всеми участниками и структурными подразделениями Церкви». Об этом сказано в пп.3.5 и 3.6 Устава.

Фактически наша Церковь с 1996 г. управляется Архиерейским Синодом, действующим от лица Собора Епископов. В то время у нас было всего 4 епископа, и с их согласия и волеизъявления, то есть соборным голосом, бывшее ВВЦУ было переименовано в Архиерейский Синод, в который и вошли все епископы. Это не есть что-то новое. Синоды были и сейчас существуют не только в церквах «мирового православия», но и в ИПЦ. В связи с господством экуменической ереси и исчезновением исторически сложившихся организационных форм в виде привычных Поместных Церквей, а также малочисленностью епископата в современных Истинно-Православных Церквах, они организованы, как правило, в форме Архиерейских Синодов, которые, являясь фактически Соборами Церквей, и осуществляют высшее церковное управление.

В связи с нынешним сложным положением Православия в мире, именно такая форма - Синодальная - и является единственной и возможной церковной организацией вообще. В этом можно видеть действие Божественного Промысла, поскольку гонителям Православия труднее преследовать и подчинять своему влиянию несколько церковных администраций, чем одну.

Согласно Устава, «Архиерейский Синод состоит из Председателя Синода и двух постоянных членов в архиерейском сане, секретаря и очередных членов Синода из числа епархиальных архиереев Церкви, очередность и сроки работы которых в Синоде определяет Собор» (п.3.9).

Председателем Архиерейского Синода является старейший по хиротонии епархиальный архиерей (п.3.12). Таковым у нас является Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, единодушно, с согласия всего епископата, избранный Председателем ВВЦУ вместо отошедшего Архиепископа Лазаря в 1995 г. Председатель Синода является также Первоиерархом Церкви. Он представляет Церковь и Синод в сношениях с государственными властями в Российской Федерации и за её пределами, имеет и другие полномочия (п.3.15).

Как правило, для решения текущих дел Председатель приглашает к участию в работе Синода всех епископов РПАЦ. Но часто бывает, что не все епископы могут приехать для этого в Суздаль. Поэтому, чтобы не остановилось решение церковных дел, Синод собирается в наличном составе (тех, кто смог прибыть на заседание), а принятые решения и протоколы заседаний доводятся до сведения всех епископов Церкви. По всем принципиальным вопросам Председатель Синода всегда запрашивает мнение отсутствующих епископов и оглашает их на заседаниях Синода. Для решения экстренных вопросов, составления Посланий к пастве для заседания Синода достаточен кворум из трех епископов.

Нужно также отметить, что Архиерейский Синод по существу есть не просто какая-то административная канцелярия, а малый Собор благодатных епископов, которые решают поступающие к ним дела в соответствии с полномочиями, данными им епископами всей Церкви.

В настоящее время, как это ни странно, возражения против каноничности нашего Синода выдвигаются не только врагами нашей Церкви, но и своими церковными деятелями. Но не им, а Собору Епископов должно принадлежать суждение о том, какая форма составления Синода и какие его полномочия целесообразны в данный период нашей церковной жизни.

Таким образом, Архиерейский Синод и его Председатель являются исполнительным органом Церкви, подотчетным Собору. Они выполняют постановления Собора, который выносит свое постановление по принципиальным вопросам.

За прошедшее время Архиерейским Синодом был принят ряд важных решений. Как я уже указал, был избран Председатель, создана Синодальная Канцелярия, были открыты новые Епархии РПАЦ — Оренбургская и Курганская, Яранская и Вятская, Павловское и Челябинское викариатства и другие. Были созданы Комиссия по канонизации (2001г.), Богословская Комиссия (2004г.). Подчеркну, что все эти решения принимались с ведома и одобрения Собора Епископов, и имеют, таким образом, соборную санкцию.

Собор согласно п.3.7 Устава «состоит из епархиальных и викарных епископов Церкви и собирается Председателем Архиерейского Собора по мере необходимости, но не реже одного раза в три года». У нас проходили Съезды духовенства и мирян Суздальской епархии, на которых по возможности старались присутствовать и все епископы. Поэтому соборное начало в нашей Церкви никогда не исчезало, и единодушие епископата и церковного народа, верующих, всегда у нас сохранялось и сохраняется.

С 1991 по 2005 г. у нас прошло девять Съездов, в среднем один Съезд в год. В самые судьбоносные дни решения сложных вопросов по регистрации Устава Российской Православной Автономной Церкви, организации епархиальных управлений и регистрации Уставов, как, например, Суздальской, Брянской, Оренбургской, Тульской, Борисовско-Отрадненской, собирались Соборы, о которых по тем или иным причинам было решение не оглашать, дабы не повредить общему делу, о чем свидетельствуют архивные документы и Преосвященные Архиереи, принимавшие участие в деяниях Собора.

Деятельность Первоиерарха и Синода находится под контролем и наблюдением синодальных и Соборных Архипастырей, а деятельность Епископов находится под наблюдением и контролем Первоиерарха и Синода. Это подчеркнуто тем фактом, что в присяге при посвящении в сан Епископа последний обещает «повиноватися всегда Архиерейскому Синоду Российской Православной Церкви и Председателю оного, Преосвященным Архиереем, братии моей во всем согласну быти и купночинну, по божественным законом и священным правилом святых Апостол и святых Отец, и любовь духовную вседушно к ним имети и яко братию почитати».

Единство епископата нашего зиждется в первую очередь на единстве в истинной вере Христовой, а также на единстве в любви между собой. Если у епископа возникли какие-то вопросы, несогласия, сомнения, недоразумения, он в первую очередь должен посоветоваться со своими собратиями во Христе, испросить совета старших и опытных, и ничего не делать без рассуждения их, сохранять, по Апостолу, «единство духа в союзе мира». Если епископ начинает самовольничать, например, вмешиваться в дела чужой епархии, разрешать себя поминать клирикам, отлученным или запрещенным, или принимать запрещенных клириков без отпускных грамот, то он нарушает святые Каноны Церкви и погрешает против любви своих собратий, за что навлекает на себя суд священных канонов.

Согласно канонам, Епархиальный Архиерей имеет весьма широкие пределы власти. Ничего в его епархии не может делаться духовенством и мирянами без его благословения и указаний, контроля, наблюдения или одобрения. Он открывает приходы, назначает и увольняет священников, созывает заседания Епархиальных собраний, съезды духовенства, производит церковный суд в пределах своих полномочий и т.д.

Бюджет каждой церкви складывается из отчисления от епархий и приходов, добровольных пожертвований (п.4.2). К сожалению, Преосвященные и духовенство не принимают активного участия в жизни РПАЦ. Не отчисляются Епархиальные взносы, на что должна существовать и развиваться Церковная деятельность. По причине теплохладности мы не можем ни издавать литературу, ни печатать свой календарь, ни помогать бедным священникам, ни заниматься благотворительностью. Мы благодарны Архиепископам Илариону и Серафиму, которые жертвенно поддерживают РПАЦ своими посильными взносами. Иногда оказывает единовременную помощь Архиепископ Антоний, за что мы остаемся ему весьма признательны.

Что же касается духовенства, можно сказать, что посильную помощь оказывают отцы Михаил Ардов, Валерий Ельцов и Аркадий Маковецкий, Виктор Ульянов. Остальные же, притаившись, остаются глухи к нуждам РПАЦ. Не приходится ждать, что у духовенства проснется сознание, и они исполнят свой долг и будут все регулярно вносить «десятину» на епархиальные нужды.

К сожалению, в нашем Уставе по незнанию, а быть может и по недосмотру не указано правопреемство РПАЦ с Российской Православной Свободной Церковью, которой в 90-х годах были переданы некоторые суздальские храмы. В связи с происходящими в последнее время многочисленными государственными проверками нашей документации на храмы это вызывает юридические трудности. Поэтому возникла необходимость дополнить наш Устав указанием на юридическое правопреемство с РПСЦ, что согласно п.5.1 Устава, находится в компетенции Архиерейского Собора».

Подписаться на RSS-ленту новостей