Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Воскресенье, 17 Февраля 2008

Доклад Архиерейскому Собору РПАЦ Архиепископа Смелянского Илариона «О духовно-каноническом статусе Московской патриархии и других церквей «мирового православия»

Доклад Преосвященного Архиепископа Смелянского Илариона

«Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства!

Московская Патриархия принадлежит в настоящее время к сообществу так называемого «мирового православия», которое Архиерейский Собор определяет как объединение псевдоцерковных групп, впавших в ересь экуменизма. Однако у каждой из этих групп имеется своя собственная история отпадения. Одни сразу впали в ересь, другие — еще раньше отпали от Церкви через раскол.

Московская Патриархия, по меньшей мере три раза совершила действия, каждого из которых было бы достаточно, чтобы совершенно отпасть от Церкви. Лишь после троекратного отпадения в раскол МП приняла в начале 1961-х гг. еретическое (экуменическое) исповедание веры.

Первый раскол МП совершила в 1927 г., когда митрополит Сергий (Страгородский) узурпировал власть собора епископов, определив «новый курс» Церкви по отношению к безбожной власти и подвергнув незаконным прещениям епископов, отвергнувших этот курс. Митрополит Сергий стал в полном объеме осуществлять полномочия Местоблюстителя Патриаршего Престола, хотя законный Местоблюститель - Митрополит Петр (Полянский) - был жив и даже пытался образумить митрополита Сергия своими письмами из ссылки. Основная часть епископата Российской Церкви признала неканоничными действия митрополита Сергия и узурпацию им церковной власти, прервав с ним каноническое общение.

Второй раскол МП совершила в 1936 г., когда после ложного известия от НКВД о смерти Митрополита Петра митр. Сергий незаконно объявил себя Местоблюстителем Патриаршего Престола и захватил Патриаршую Епархию. Вместе с тем, в 1931 г. митрополит Сергий в «Журнале Московской Патриархии» официально заявил, что полномочия Заместителя автоматически заканчиваются со смертью замещаемого лица, что было абсолютно верно.

Третий раскол МП совершила в 1943 г., когда три епископа, вызванные И. Сталиным, собрав еще несколько согласных с собою архиереев, избрали митрополита Сергия "патриархом". Собрание 19 архиереев, объявленное ими «архиерейским собором», не имело никаких полномочий избирать Патриарха не только потому, что на нем была представлена лишь незначительная часть иерархии Российской Церкви, но и потому, что согласно Определению Поместного Собора 1917-18 гг., избрание Патриарха является исключительной прерогативой Поместного Собора. Канонический епископат Российской Церкви, представленный двумя ее «ветвями» – катакомбной и зарубежной – не признал Сергия «патриархом», тем самым констатировав окончательное отпадение возглавляемой им МП в раскол.

Ересью раскол МП стал после ее вступления в 1961 г. во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), которое означало вовлечение МП в экуменизм. При вступлении в ВСЦ делегация МП подписала вероисповедный «базис» этой экуменической организации, засвидетельствовав тем самым от лица всей МП свое вероисповедное единство с ВСЦ. Множество официальных документов МП, начиная с 1960-х гг., содержат открытое исповедание ереси экуменизма. Тем самым МП дала всем православным христианам достаточный повод для отделения от нее как от еретического сообщества по 15-ому правилу Двукратного Собора.

О том, что ересь экуменизма до сих пор остается частью официального исповедания МП, свидетельствует не только отсутствие покаяния МП в этой ереси или продолжение ее членства в ВСЦ. Каждый из последних трех архиерейских соборов МП (1994, 1997, 2000, 2004 гг.) принимал еретические решения, подтверждающие участие МП в экуменическом движении и выражающие вполне свободный голос иерархии МП. Это делает несостоятельной попытку объяснить участие МП в ереси экуменизма насилием со стороны безбожной власти.

Московская Патриархия как раскол — это не результат одного беззакония некоторых епископов в 1927 г. Это раскол троекратный, последствия которого не пытались ликвидировать даже тогда, когда политические условия для этого стали вполне благоприятными, то есть в 1990-е гг. Кроме того, этот раскол усугублен ересью. Таким образом, отделение от МП может быть основано не столько на 15 правиле Двукратного Собора, сколько на факте полного отпадения МП в ересь. Архиерейский собор констатирует, что в настоящее время духовно-канонический статус Московская Патриархия ничем принципиально не отличается от статуса Римско-католической церкви.

Архиерейский Собор считает тщетными попытки определить конкретную дату окончательного отпадения того или иного сообщества от Церкви. Вместо этого Собор констатирует, что в настоящее время ни Московская Патриархия, ни «мировое православие» в целом к Церкви Христовой отношения не имеют. Это значит, что там не могут совершаться подлинные церковные таинства.

В этих церковных сообществах, как и во всем роде человеческом, действует лишь призывающая всех ко спасению Благодать Божия. Она призывает их сначала обратиться к более трезвенной и сосредоточенной жизни с Богом, а потом и неизбежно заставляет критически переосмыслить опыт своей мнимо-церковной жизни вне Церкви и обратиться из ереси и раскола в истинную веру. Этому помогает пока еще сохраняющееся в «мировом православии» литургическое предание Православной Церкви — богослужение, поклонение иконам и святыням, слушание Евангельского слова».

Подписаться на RSS-ленту новостей