Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Воскресенье, 17 Февраля 2008

Доклад Архиерейскому Собору РПАЦ Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина «О жизни Российской Православной Церкви и деятельности Архиерейского Синода с 1991 по 2008 г.»

Доклад Первоиерарха Российской Православной Церкви
Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина

«Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства!

Позволю себе кратко напомнить главные канонические основания, на которых зиждется Российская Православная Автономная Церковь.

Каноническое положение Российской Православной Автономной Церкви основывается, как всем известно, на Указе Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России Исповедника, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, то есть Высшей Церковной власти в Российской Поместной Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362.

Гражданская война, большевицкие гонения и дальнейшая политика советской, тоталитарной и атеистической партии в нашей многострадальной Родине привели к тому, что некогда единая Греко-Российская Восточная Православная Поместная Церковь оказалась насильственно разделена на самоуправляющиеся части: Катакомбную Церковь в России, Русскую Православную Церковь Заграницей и официальную, так называемую Московскую Патриархию, которая была создана богоборческой властью из сергианского и обновленческого расколов и которая впоследствии уклонилась в ересь экуменизма и тем самым отпала от Российской Православной Церкви.

На наших глазах произошло отпадение от исповедания Истинного Православия Русской Православной Зарубежной Церкви и, фактически, как говорил многолетний канонист Зарубежной Церкви Преосвященный Епископ Григорий (Граббе), «единственной канонически и догматически безупречной наследницей Греко-Российской Поместной Церкви остается сегодня Российская Православная Церковь».

В 1990 году Русская Православная Зарубежная Церковь впервые учредила в России Российскую Православную Свободную Церковь, приняв духовенство и верующих Цареконстантиновского собора г. Суздаля в свою юрисдикцию.

К великому нашему сожалению, Зарубежная Церковь приняла «новый курс» на сближение с «экуменическим православием» (Сербским Патриархатом), укрепила узы дружбы с экуменическим синодом Митрополита Киприана Оропосского и Филийского, а затем и с Московским Патриархатом.

Российская Православная Церковь продолжала следовать Св. Канонам и указаниям последней законной Высшей Церковной Власти в Российской Поместной Церкви.
Только в 2007г. мы узнали, из интервью Архиепископа Лавра, что он и его сателлиты еще в 1980-м году, запланировали соединиться с Московской патриархией, а мы, не зная этого, продолжали искренне верить, что обрели настоящих Архипастырей, под водительством которых будем продолжать нести свой пастырских долг Истинного Православия. Однако вскоре начались интриги со стороны арх. Марка и еп. Варнавы, которые закончились нашим уходом из РПЦЗ. Мы остались один на один с Московской патриархией, поскольку вскоре Архиеп. Лазарь и Еп. Агафангел вернулись в РПЦЗ.

В Неделю Торжества Православия 27 /П /12 /Ш 1995 г. третье Архиерейское совещание Российских Преосвященных восстановило созданное еще в 1994 г. и затем упраздненное Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). 30 марта 1995 г. оно было зарегистрировано Министерством Юстиции РФ как “Российская Православная Свободная Церковь”.

Для нужд церковного строительства и по совету Преосвященного еп. Григория (Граббе) 25 апреля / 8 мая 1995 г. ВВЦУ приняло решение рукополагать не викарных епископов, а правящих архиереев. В результате Суздальский викарий Епископ Феодор был назначен правящим архиереем Борисовским и Санинским, а викарий Суздальской Епархии Епископ Серафим — Сухумским и Абхазским. 21 июня 1995 г. состоялась хиротония Епископа Даугавпилсского и Латвийского Виктора.

В мае 1995 г. Суздаль посетил Преосвященный Епископ Григорий (Граббе). Он полностью поддержал решения Российских Архиереев о выходе из административного подчинения Зарубежному Синоду ради сохранения чистоты веры и св. канонов.

15 января 1996 г. ВВЦУ было переименовано в Архиерейский Синод, а в октябре 1998 г. наша Церковь была перерегистрирована как “Российская Православная Автономная Церковь” (РПАЦ).

В октябре 2000 г. во время VIII Съезда духовенства и мирян были совершены хиротонии архим. Тимофея (Шарова) в Епископа Оренбургского, викария Суздальского и архим. Амвросия (Епифанова) в Епископа Хабаровского, также викария Суздальского. В феврале 2001 г. архим. Геронтий (Рынденко) был рукоположен в Епископа Суходольского, а Епископу Илариону Суходольскому определено быть Еп. Смелянским, а также был принят в молитвенное общение из США Епископ Антоний (Граббе). Немного позже был хиротонисан архимандрит Иринарх (Нончин). Таким образом, Епископат нашей Церкви увеличился до двенадцати архиереев.

Это вызвало необходимость реструктуризации Архиерейского Синода. В марте 2001 г. Синод присвоил Архиепископу Валентину титул Митрополита Суздальского и Владимирского с возложением второй панагии, а Преосвященные Епископы Феодор, Серафим и Виктор были возведены в сан Архиепископа.

Курс церковной политики нашей Церкви за эти годы оставался прежним. Мы неоднократно обращались к архиереям РПЦЗ с увещанием не сходить с исповеднического пути Истины и пересмотреть свою политику в России. Мы обращались и к членам «официального православия», увещая их оставить погибельный путь ереси и еретическую иерархию.

В отношении Московской патриархии и других церквей “мирового православия” наш Архиерейский Синод неоднократно подтверждал свою прежнюю позицию: “Российская Православная (Автономная) Церковь не находится в молитвенном общении ни с одной из так называемых “поместных церквей” "официального православия", ибо все они принимают то или иное участие в ереси экуменизма. Вместе с тем, мы считаем, что подлинными правопреемниками Православных Поместных Церквей древности являются Истинно-Православные Церкви, которые существуют во многих странах мира и стремятся хранить неповрежденное святоотеческое Православие”.

Российская Православная (Автономная) Церковь не считает возможным иметь с МП каких бы то ни было молитвенных контактов. Считаем, что пришло время внести в канонический текст Синодика Православия законные анафемы ересиархам сергианства и экуменизма.

В отношении официальной РПЦЗ (во главе с митр. Лавром Архиерейский Синод РПАЦ с сожалением констатировал, что в РПЦЗ(Л) фактически совершилась “церковная революция”, которая окончательно вывела ее из числа Истинно-Православных Церквей. Поэтому никакое общение РПАЦ с иерархами-отступниками РПЦЗ(Л) не представляется возможным вплоть до их покаяния.

Также нами было решено воздержаться от общения с Синодом РПЦЗ митр. Виталия до тех пор, пока он не разорвет своего общения с “Синодом Противостоящих” митр. Киприана Филийского, исповедующим еретическое учение о Церкви.

Вопрос о Чиноприеме клириков и мирян, присоединяющихся к Российской Церкви из других юрисдикций (в особенности, из МП и РПЦЗ), Архиерейский Синод счел необходимым вынести на рассмотрение Архиерейского Собора РПАЦ.

В организации церковной жизни очень важно братское общение архиереев, духовенства и верующих между собой, общение в любви и единомыслии, как учат нас Евангелие и Свв. Отцы, поэтому нашими архипастырями совершались поездки по приходам России, сопредельных стран и зарубежья.

За это время в Суздале прошло девять Съездов духовенства, клира и мирян Суздальской епархии, на которых решались текущие вопросы церковной жизни.

На сегодняшний день в нашу Церковь входят приходы и общины не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Более ста храмов и общин находятся под омофором Российской Православной Автономной Церкви. Многие из них не могут получить регистрацию Устава по причине давления местных, областных и краевых властей.

Кроме того, имеются катакомбные общины, которые окормляются Преосвященными РПАЦ. К нашей Церкви присоединились несколько общин и приходов в Белоруссии, Грузии, Украине, Аргентине, Болгарии, Израиле, США, Швейцарии.

Бывают случаи, когда общины и братства выпадают из общецерковной жизни, уклонившись к нецерковной, мирской деятельности. В этих случаях Архиерейский Синод исключает их из состава Церкви как “не имеющих контакта со своим епископом” и с собратьями по Церкви, а духовенство запрещается в священнослужении.

В Суздале с помощью Божией в 1997 г. на деньги Свято-Владимирского фонда был построен Синодальный Дом, где сейчас располагается мужской монастырь, храмы в честь Иверской иконы Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Российских и Суздальское Епархиальное Управление.

Российская Православная Церковь имеет обитель Милосердия в честь свят. Иоанна Шанхайского, один женский Ризоположенский монастырь и один Катакомбный женский монастырь. Отреставрировано 15 храмов в Суздале и области, в жилом районе построен храм свв. Новомучеников и Исповедников Российских, построена часовня св. князя Владимира на городском кладбище и часовня св. великомученицы Варвары на месте, где некогда стоял великолепнейший храм св. великомученицы Варвары, разрушенный коммунистами и безбожниками во времена лихолетья.

В октябре 2000 г. на VIII Съезде наша Российская Церковь прославила святых Великих подвижниц благочестия блаженных Жен Дивеевских, а в мае 2001 г. был прославлен поборник Истинного Православия Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Филарет (Вознесенский) — острая скала, о которую разбивались еретические волны экуменизма, пытавшиеся потопить корабль Зарубежной Церкви до того, как она выполнит свою миссию по восстановлению канонической иерархии Российской Церкви. Наряду со святителем патриархом Тихоном св. митрополит Филарет стал знаменем истинного пути Российской Церкви в XX веке.

Всевозможные печальные события показывают, что наша Церковь остается гонимой злобой мира до сегодняшнего дня. Нападениям подверглись наши храмы и общины в Обояни, Ногинске, Трубчевске, Воткинске, Зеленчуке, Железноводске, Рязани, Тверской области, Суздальском районе и в других городах и селах Российской Федерации.
Мы неоднократно разъясняли пастве нашу позицию относительно замены старых паспортов, принятия ИНН и микрочипов. Мы рекомендовали верующим по возможности воздержаться от решения добровольного принятия ИНН и микрочипов.

В период последних событий в вопросе соединения РПЗЦ с МП многократно утверждалась и до сих пор возводится клевета на РПАЦ, организуются демонстрации, пикеты и лозунги: «Раскольники, вон из Суздаля!», «Раскольники, вон из России!». Участились нападки на нас со стороны СМИ и телевидения, участились угрозы физической расправы над нами. Подвергаются вандализму храмы, принадлежащие РПАЦ, практически прекратились регистрации приходов нашей Церкви, и мы не без оснований видим в этом происки МП и силовых структур РФ, которые настоятельно требуют у правящих архиереев МП «принимать самые радикальные меры к РПАЦ».

Надеяться на соблюдение власть имущими каких-то законов и прав верующих и граждан в нашем государстве в ближайшем будущем не приходится. Нельзя быть уверенным ни в чем, кроме надежды на милость и помощь Божию нашей гонимой Церкви.

Наша Церковь имеет свои печатные органы. С декабря 1990 г. жизнь Церкви освещал журнал “Суздальский Паломник”. В сентябре 1997г. вышел первый номер возобновленного издания “Суздальских Епархиальных Ведомостей”. Это издание стало официальным органом Архиерейского Синода. В нем публикуется хроника епархиальной жизни, различные материалы по истории Церкви.

С декабря 2001 г. началась деятельность созданных решением Архиерейского Синода Богословско-пастырских курсов при Суздальском епархиальном Управлении.

14 апреля 2004 г. Суздальское Епархиальное Управление организовало первые Евфимиевские чтения, приуроченные к 600-летию преставления преп. Евфимия Суздальского и всея России чудотворца, где с докладами выступали клирики и миряне Российской Церкви.

Таким образом, с помощью Божией Российская Православная Церковь существует и будет существовать, явно или тайно, до тех пор, пока будут в России свидетели Истинного Православия.

Тяжело бремя свидетельства Истины в этом исполненном лжи мире. Но это бремя — бремя Христово, и оно легко для тех, у кого очи обращены ко Господу, кто живет не для себя, но для Господа. Сейчас это бремя лежит на всех нас, и мы должны всегда благодарить Господа, что Он избрал нас нести его. Призываю всех вас всегда стоять в Истине, помня о том воздаянии, которое Господь наш Иисус Христос обещал всем алчущим правды и изгнанным за правду.

Сегодня нам необходимо выслушать, обсудить и принять решения тех вопросов, которые беспокоят Архипастырей, пастырей, монашествующих и верующих членов Российской Православной Автономной Церкви.

Как всем известно, наибольшее зло Церкви Христовой принесли новые раскольники-сергиане, последователи митрополита Сергия (Страгородского), который возглавил Московскую Патриархию, созданную Сталиным в 1943 г. Возглавители МП ввели в свои приходы заграницей новый богослужебный календарь для дальнейшего сближения с еретиками папистами и протестантами. Наш долг по заповеди Христа (Мф.18,17) обличать пред всей Церковью злославных, и, если не приносят покаяние перед Богом и людьми, предавать их анафеме.

Ввиду того, что Московская Патриархия принадлежит к «мировому православию» и по своему статусу фактически не отличается от Римско-католической церкви и других «экуменических» сообществ, Архиерейский Синод счел целесообразным внести на рассмотрение Архиерейского Собора и определить канонический статус Московского патриархата.

Очевидно, что экуменизм и новый стиль являются орудием разрушения Православной Церкви. Российская Православная Церковь должна и обязана, по примеру Катакомбной Церкви, осудить новостильное движение и вынести свое решение в защиту старого календаря, в защиту Истины.

С древних времен Церковь принимала в каноническое общение кающихся еретиков и раскольников посредством Таинств – Крещения, Миропомазания или Покаяния, в зависимости от степени их отпадения от Православия. Следуя этой апостольской, святоотеческой и соборной традиции, Архиерейский Синод Российской Православной Церкви вносит данный вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

Архиерейский Синод также предлагает Собору осудить учение греческого митрополита Киприана, который исповедует возможность благодатного действия Святого Духа в еретических церквах и в подтверждение этого еретического суждения приводит мнение Преосвященного еп. Григория (Граббе), справедливо указавшего, что учение митр. Киприана не православное».

Подписаться на RSS-ленту новостей