Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Воскресенье, 03 Сентября 2000

Послание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, 2000 год

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые Архипастыри - члены Архиерейского Собора, а также духовенство и чада Русской Православной Церкви Заграницей!

Архиерейский Собор Зарубежной Церкви открывается тогда, когда, с одной стороны, весь мир потрясается событиями одно ужасней другого - катастрофы, стихийные бедствия, войны... С другой стороны - весь мир охвачен некоей лихорадкой объединения: это наблюдается не только в политической жизни мира, но и в религиозной. С одной стороны - бесконечные распри, с другой - спешат объединяться все со всеми: государства с государствами, церкви с церквами, религии с религиями...

Объединительная лихорадка, которой объят земной шар, являет себя под различной наружностью - то политической, то экономической, а то и церковно-экуменической, - но ее глубинная суть неизменно одна и та же... И при этом ревнители объединения мира определенные надежды возлагают и на архиереев РПЦЗ.

Но может ли поддаваться этому духу времени Церковь Православная, незыблемо назданная на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Христу (Еф. 2,20)?

Сказую вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоити, имже и спасаетеся, говорит Св. Апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 15, 1-2). В другом послании, к Галатам, он говорит: Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1,8). Сохранившим же святое благовестие обещано соутешитися... верою общею, вашею же и моею(Рим. 1,12).

Откроем ли Деяния Святых Вселенских Соборов - увидим, что ни о чем так не старались святые устроители Церкви, как о сохранении, о поддержании в неизменности веры отцов. "Молим вас, да пребывает в неизменности вера отцов", "просим вас исследовать, какая завелась новизна против прежней веры", - так обращались к Святым Соборам ревнители Веры Православной. И, исследовав новизны, отринув нововведения и утвердив в незыблемости Догматы православия, Святые Отцы восклицали: "да, это вера отцов! Все так веруем!"

Откроем ли мы сочинения более близких к нам по времени Российских учителей веры - увидим все ту же первоочередную заботу о поддержании святоотеческого учения в неизменности.

"Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются... Так стало законом: вперед, вперед! - А относительно нашего учения свыше изречено: стойте... неподвижни пребывайте. - Если что остается нам, так только утверждаться и утверждать других", - призывал знаменитый Святитель Владимирской земли Феофан, затворник Вышенский. "... Нам надобно просмотреть свое прошедшее, чтобы видеть, не возмущен ли там каким-нибудь образом предначертанный нам порядок учений..."1.

В 1918 году был отнят удерживающий - и это имело роковые последствия не для одной России, но и для всего мира. Уже через два года после убиения Св. Мученика Царя Николая 2 - в 1920 году - Константинопольский патриархат в лице Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополита Прусского Дорофея издает энциклику, посягающую на самые основы Православия. Еретические сообщества, отлученные Православною Церковью от Своего общения, объявляются равноправными с Нею "церквами", и православию задается цель скорейшего объединения со всеми отступниками.

В отличие от этого предательского документа, знаменовавшего собою начало повсеместного отступления "мирового православия", в том же 1920 году Св. Патриархом Тихоном совместно со Св. Синодом и Высшим Церковным Советом - то есть несомненно всей полнотой Центральной Церковной власти Российской Церкви - было принято важнейшее постановление - Указ №362 от 7/20 1920 года о самоопределении епархий в условиях возможных гонений. Другое название этого Указа - Указ о децентрализации - подчеркивает, что смысл постановления Российской Церковной Власти был противоположен смыслу энциклики Вселенского престола, призывавшей именно к централизации всех вероисповеданий.

Отныне широкий путь и все условия к объединению были созданы лишь для неверных - верных же Христу ждало насильственное разлучение: так были разлучены две части Церкви Российской: одна оказалась изгнанной с родной земли, другая неслыханными по лютости гонениями была загнана в катакомбы. Но Церковь Русская и в эти страшные годы не перестала составлять одно духовное целое.

В единомысленном исповедании веры отцов заключалась сила, позволившая обеим частям Российской Церкви выстоять и сохранить Свое единство во всех искушениях, особенно в наступивший тяжелейший период - в эпоху сергианского раскола.

"Раскол не старина, а новшество", - указывает Феофан Затворник. Это замечательное определение имеет универсальный характер и позволяет всегда точно установить истинного виновника раскола.

Предательской Декларацией 1927 года митр. Сергий (Страгородский) распахнул церковные врата обновленчеству. Оно заключалось в самой подмене смысла существования Церкви на земле - не как столпа и утверждения Истины и Власти вечной, но как орудия силы земной.

Обе части Российской Церкви - и в России, и в Зарубежье - были совершенно единомыслены в своем отношении к Декларации 1927 года. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Антонием прерывает общение с раскольником-митрополитом и его синодом. Так же поступает верный Российской Церкви епископат на родине. Суть сергианского раскола очень точно выражает Новомученик Епископ Виктор (Островидов), называя митр. Сергия еретиком-антицерковником. Верные чада Российской Церкви не посещают сергианские храмы, справедливо не делая разницы между сергианами и обновленцами. "Мы в обновление не пойдем" - говорят православные. С Митрополитом Петром (Полянским), находящимся в заточении законным главою Российской Церкви, связь утеряна, и предательство его Заместителя вынуждает Церковь, как на Родине, так и заграницей, руководствоваться в Своем каноническом бытии Указом № 362, Св. Патриарха Тихона о самоопределении епархий. С кончиной Митрополита Петра (Полянского) Центральная или Верховная Власть Российской Церкви прекращает даже свое номинальное существование. Такой исход предусматривался Указом №362, где содержались подробные рекомендации по церковному устроению, позволяющие избегать раскола и в этом случае. Но стараниями митр. Сергия водворяется лжевластие, а затем и лжепатриаршество (увы распространенное явление в церковной истории в периоды господства ересей).

Отныне Церковь Русская совершает свой путь в условиях отсутствия Центральной (Верховной) Церковной Власти. Когда в 30-х годах в России закрываются последние православные храмы, Церковь Российская окончательно уходит в катакомбы, сохраняя молитвенное общение со Своею зарубежною половиною и поминая Ея Первоиерархов Митрополита Антония, Анастасия, Филарета. Следование духу и смыслу Указа №362 Св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года надежно охраняло Православную Церковь от ложных объединительных стремлений.

Не так обстояло дело с сергианской церковью - она прочно врастала в то, что теперь принято называть "мировым официальным православием". Последнее тоже руководствовалось документом 1920 года, но документом противоположной направленности - экуменической энцикликой Местоблюстителя Вселенского Престола Дорофея. "Мировое православие" сделалось неотъемлемой частью экуменического движения и тянуло за собой на дно сергианскую церковь. В отворенные митр. Сергием врата уже совершенно беспрепятственно хлынули лжеучения, которыми враг человеческого спасения на протяжении всей его борьбы с Церковью, а особенно в XX в., подменял учение Христово.

Сергианская церковь приняла все самые погибельные новшества XX века - и коммунизм, и экуменизм, чем ясно означило свою всецелую приверженность расколу, самому страшному из когда-либо терзавших Вселенскую церковь.

Если митр. Сергием, как отмечали Святые новомученики, было "искажено догматическое лицо Церкви", то при его преемниках приходится говорить уже не об искажении, но о полном опровержении Святых Догматов, прежде всего - самого Догмата о Церкви как единой и единственной. Следствием попрания Святых Догматов явились вопиющие нарушения Святых Канонов, например, безусловного - под угрозой извержения из сана и отлучения от Церкви - запрета совместных молитв с инославными.

Надо ли приводить примеры бесчинств экуменистов, тем более кощунственных, что совершались они именем Христовым? В 1983 г. Зарубежье имело возможность наблюдать по телевидению воздвижения языческого идола делегатами IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Ванкувере, среди которых были и представители Московской патриархии, а в России "Журнал Московской Патриархии" в своем отчете об этой экуменической Ассамблее не постеснялся упомянуть об этом богомерзком действии в самом положительном смысле.

После экуменической Ассамблеи в Ванкувере возглавлявшаяся Святителем Филаретом Русская Зарубежная Церковь на Соборе в Мансонвилле в 1983 году предала экуменизм анафеме.

С падением "железного занавеса" появилась, наконец, возможность соединения насильственно разлученных частей Российской Православной Церкви. Но оказалось, что за истекшие со времени кончины Святителя Филарета (1985г.) годы слишком многое в Зарубежной Церкви изменилось - и уже значительная часть Ее находится под угрозой подпасть под свою же анафему.

Сослужения клириков и даже епископов Зарубежной Церкви с клириком и епископатом экуменических лжеправославных церквей - прекратившееся было после Мансонвильского собора 1983г. - вновь превращаются в обыденное явление. Настоящим бичем Зарубежной Церкви становятся сослужения большинства Ее иерархов, не говоря о прочих клириках, с духовенством экуменической Сербской патриархии - несмотря на то, что эта патриархия едва ли не опережала советских сергиан в экуменическом рвении, а в отношениях со своими местными коммунистами была такой же покорной, как и ее советская "сестра". Эти сослужения не прекращаются даже сейчас, после недавнего письма Сербского патриарха своему московскому собрату, где он утверждает, что его патриархия более не имеет молитвенного общения с РПЦЗ.

С тяжелым недоумением восприняли мы и поспешное провозглашение экклезиологии Митрополита Филийского и Оропосского Киприана тождественной экклезиологии Зарубежной Церкви, совершенное Архиерейским Собором РПЦЗ в 1994 г. Мы не можем признать православным основное положение этой экклезиологии - будто в еретических сообществах, хотя бы только до их соборного осуждения, может гарантировано пребывать спасительная благодать таинств. Митр. Киприан со своими последователями с одной называет архиереев "мирового православия" по их мнению, еретики мирового православия только "болеющие" члены одного и того же Тела Христова - Его Истинной Церкви. Таким образом, появляется уже новая теория ветвей. Одна ветвь - здравая, другая же - болеющая. Мы понимаем, что экклезиологическое постановление Собора 1994 г. - закономерный шаг еще далее вниз после Рождественского послания 1986 г., распространенного за подписью Митрополита Виталия, в котором смысл принятой в 1983 г. анафемы экуменизму, вопреки всякой логике, ограничивался "членами нашей (т.е. Зарубежной) церкви" - как будто анафема смотрит не на еретика, а на юрисдикцию! Но мы видели также и видим до сих пор, что в Зарубежной Церкви достаточно православных людей, понимающих всю опасность подобных постановлений, и что эти люди постараются исправить ошибку Архиерейского Собора 1994 г.

Но, конечно же, наиболее тяжело мы воспринимаем все более и более усиливающуюся в Зарубежной Церкви тенденцию к объединению с Московской патриархией. Примечательно, что сама принципиальная возможность переговоров с ней была санкционирована тем же Собором РПЦЗ 1994г., который признал своей крипто-экуменическую экклезиологию Митрополита Киприана.

В то время, как в самой Московской патриархии озабочены единством с католиками (Баламандская уния 1993г. - этот документ так и не был дезавуирован и, напротив, отдельные его положения широко проводятся в жизнь) и монофизитами (Шамбезийская уния 1990 г.; в рамках предначертанной здесь программы Московская патриархия ныне усиленно сближается с Армянской монофизитской церковью), некоторые иерархи Зарубежной Церкви настойчиво ищут сближения с Московской патриархией - не взирая даже на то, что патриархия все меньше и меньше считается с самим фактом существования Зарубежной Церкви, отнимая ее церковное имущество теперь уже не только в России, но и в Зарубежье. Это наносит огромный ущерб достоинству Зарубежной Церкви и Ее иерархии даже в глазах "внешних", - но еще прискорбнее, что это свидетельствует об отступлении части иерархов РПЦЗ от пути, завещанного Ее первоиерархами Митрополитами Антонием, Анастасием и Филаретом, то есть об отступлении их от Православия.

Если другая, здоровая часть РПЦЗ не найдет в себе силы сдержать устремления отступников, то окончательное перерождение РПЦЗ в лжецерковную организацию и последующее растворение Ее в экуменическом море великом и пространном (Пс. 103, 25) "мирового православия" станет вопросом ближайшего времени.

В России противостояние между Зарубежной Церковью и "мировым православием" в лице МП принимало особенно острые формы, и поэтому российские приходы РПЦЗ не имели возможности ждать по многу лет, пока зарубежные архиереи восстановят церковную дисциплину и вновь утвердятся на пути Святителя Филарета. Этим и был вызван разрыв Евхаристического общения между Российской Православной Церковью и Архиерейским Синодом РПЦЗ, совершившийся в 1995 г. К сожалению, наши действия тогда не встретили понимания со стороны Священноначалия РПЦЗ, которое, вопреки духу и букве Указа №362 и вопреки очевидной собственной неспособности удержать вероотступнические устремления хотя бы в зарубежных епархиях, стало настаивать на своей правомочности осуществлять верховную церковную власть в России.

Прошедшие с тех пор пять лет показали, правы или нет были мы в своих опасениях.

Нашей позицией остается: верность догматам и святым канонам Православной Церкви и более всего - хранение Православной Веры в неприкосновенности от экуменической скверны "мирового православия" и его органической части - Московской патриархии. На этом пути оставил нам, своим наследникам, Русскую Зарубежную Церковь Ее приснопамятный Первоиерарх Святитель Филарет, и эта наша позиция сходна с той, которую занимают большинство старостильных греческих иерархов и их паства. К Московской патриархии у нас никаких "отдельных" претензий нет: Она всего лишь часть всемирного и теперь уже экуменического сергианства, которое с тем же усердием, с которым когда-то митр. Сергий служил Сталину, служит теперь Новому Мировому Порядку и грядущему объединению всех и вся. Она ничем не хуже и не лучше какой-нибудь Сербской патриархии или Константинопольской. Со всеми этими экуменическими юрисдикциями Русская Зарубежная Церковь, прекратила каноническое общение при Святителе Филарете.

Если вы, Ваши Преосвященства, досточтимые Архипастыри, клирики и миряне, изберете вернуться к вере отцов - святых отцов Вселенского Православия и отцов нашей Зарубежной Церкви - то мы вновь окажемся вместе. Единство канонического общения между нами немедленно восстановится, как только восстановится единство веры.

Если же нет - если внутри Зарубежной Церкви не найдется силы, способной остановить Ее сползание в трясину "мирового православия", то конец неизбежен: Московская патриархия засосет в себя Ее рассеянные по миру останки, и болотные воды экуменизма навсегда сомкнутся над Ее головой.

Да не будет сего!

Средство спасения одно на все времена: среди поколебавшихся, изменчивых стихий мира - слышать и исполнять изреченный свыше всегдашний глас истиной Матери-Церкви: Как вы уверовали - стойте в том и спасайтесь (1 Кор. 15,1).

Валентинъ Архиепископ Суздальский и Владимирский, Председатель Архиерейского Синода РПЦ
Феодоръ Епископ Борисовский и Санинский
Серафимъ Епископ Сухумский и Абхазский
Викторъ Епископ Даугавпилсский и Латвийский
Антонiй Епископ Яранский

1. о Православии с предостережениями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана. М., 1991. Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам.

Подписаться на RSS-ленту новостей