Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Вторник, 31 Января 2012

Заявление Архиерейского Синода РПАЦ в связи с кончиной первоиерарха РПАЦ высокопреосвященнейшего Митрополита Валентина

"Блажен путь, воньже идеши днесь, душе,
Яко уготовася тебе место упокоения".

Возлюбленные о Господе нашем Иисусе Христе дорогие собратья-архипастыри, пастыри, честные иноки и инокини, Боголюбивый народ Божий, пребывающий в спасительном лоне Святой Православной Церкви Христовой!

Многим из вас уже известна печальная весть, донесшаяся утром 16/03 января нынешнего года из Москвы. В дни предпразднства Богоявления нашему Господу было угодно призвать к Себе Первоиерарха нашей Церкви, нашего любимого отца и владыку – Высокопреосвященнейшего Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина. Перестало биться израненное сердце великого Архипастыря, которому вся наша Церковь обязана своим каноническим бытием, от священных рук которого практически все мы получили благодать свяшенства и епископства.

Трудно говорить в эти дни; хочется непрестанно молиться у гроба нашего Первосвятителя. Но по долгу любви к нему и, исходя из пастырской заботы о наследии Божием, мы должны, возлюбленные, обратиться к вам со словом назидания и утешения.

Вы хорошо знаете, что Церковь не разделяет мирского, чувственного отношения к смерти и к скорби по умершему. Как нередко воспеваем мы в службах мученикам и преподобным, день их святой кончины – не день плача, а день торжества Церкви. Это хорошо видно со стороны даже малоцерковным людям: мы совершаем чин погребения ни в «траурных» черных ризах, а в светоносных белых облачениях. Исход христианской души из этого мира страданий и слез туда, где уже нет ни скорби, ни печали, где утирается всякая слеза и прекращается всякая болезнь, - это Пасха для усопшего христианина.

На протяжении всей жизни он готовится к этому событию – молится, постится, кается в своих грехах, постоянно помнит о смерти и о нелицеприятном Суде. Блаженнопочивший Владыка всегда нас учил непрестанно молиться, помнить о смерти – он имел живой опыт соприкосновения и общения с Господом, со святыми, с Царством Небесным.

Особенно усердно он готовился к своей Пасхе и встрече с Господом в последние годы жизни, когда составил свое проникновенное Духовное Завещание (2001 г.), когда тяжело болел и молил Бога призвать его из этой юдоли страданий.

Единственное, что держало нашего Владыку, превозмогавшего необыкновенные боль и страдания, на этой земле, - это его забота о Церкви, гонимой, мучимой, страждущей, но, вместе с тем, раздираемой внутренними конфликтами, предательством лжебратий и многими человеческими искушениями. Чувство величайшей ответственности и христианская совесть не позволяли ему оставить после себя Церковь «безвидной и неустроенной»; он хотел передать ее нам в мирном, цветущем состоянии. Почивший Первосвятитель дал нам такой высокий образец устроения церковной жизни, что всю оставшуюся нам земную жизнь будем мы тянуться к этой высоте и едва ли ее достигнем.

Суздальская, и далеко не только суздальская, паства знает, с каким участием и любовью относился наш Владыка к всякому стремящемуся к подвижнической, благочестивой жизни; приходящему к нему за советом и утешительным словом. У Владыки Валентина не было барьера в общении с людьми, не было превозношения или какой-то архиерейской спеси – поэтому и вся наша Церковь строилась как семья родных, любящих друг друга людей. По слову священномученика Илариона (Троицкого), сила нашей Церкви не в Ее внешней организации, не в земном богатстве или связи с сильными мира сего, а в нелицемерной любви Ее чад к Богу и друг ко другу. Хотя, мы должны признать, что той меры любви, которую имел блаженнопочивший Святитель, мы не стяжали и едва ли хватит сил и времени ее стяжать.

"В мире скорбни будете, но скорбь ваша в радость будет!" (Ин. 16, 33) Сегодня мы плачем над гробом отца, но наша грусть, наш плач благодатным образом смешаны с радостью. У Бога нет мертвых, есть только живые. Все, кого Господь привел в этот мир и просветил светом Своей Истины, уже не умирают, смерть ими не обладает. Умерши со Христом, распявшись для мира, мы и воскреснем с Ним и будем во славе царствовать в Его Небесном Царстве. Дай Бог, чтобы так было с каждым из нас. Сегодня же Церковь свидетельствует, что в тех Небесных Чертогах, которые невозможно описать человеческим словом, блаженство которых невозможно ни с чем сравнить на земле, пребывает наш Владыка Валентин. Но, вместе с тем, он пребывает и с нами, в Церкви, которая есть Царство Божие, уже пришедшее в силе.

Не напрасно проливаются сегодня наши слезы – это благодатный очистительный плач Великого Пятка, который уже озарен радостью грядущего Воскресения. Не предадим же нашего Владыку, будем достойны его памяти и его молитвы за нас – дадим у его гроба твердый обет навсегда сохранить верность Церкви Христовой, спасительным Заповедям Божиим, стремясь жить в мире друг с другом и с теми, кто в слепоте своей ныне являеются гонителями нашими. Подражая вере почившего митрополита, его Божественному благовестию, которым мы наслаждались, находясь рядом с ним многие годы, будем достойными продолжателями того твердого спасительного пути, по которому шел наш первосвятитель. Неудивительно, что мы не можем представить его себе мертвым, потому что мертво лишь его тело, и то временно, до всеобщего воскресения в Последний день, сам же Владыка среди нас – и люди, имеющие духовное зрение, хорошо это видят и ощущают.

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Нам, архипастырям, очень нужна сейчас ваша помощь как никогда. Среди нас нет человека, сравнимого по силе и самоотверженности с Владыкой Валентином. Никто не сможет в одиночку воспринять и понести дальше его крест. Мы должны сделать это вместе. То великое дело, которое совершал Владыка, он передал не одному какому-то человеку, а всей Церкви. Уповая на милость Божию и на Его вспоможение, руководствуясь Уставом нашей Церкви, наш Архиерейский Собор изберет первоиерарха, преемника блаженнопочившего Митрополита Валентина. И принявшему собрату-архипастырю сей жребий надо со всей ясностью осознавать, что следование за Христом, как то в жизни своей являл митрополит Валентин – должно быть наиглавнейшим делом как предстоятеля и учителя, как отца и наставника, обличителя и молитвенника о вверенном Господом стаде.

Только молитвы Ваши о сем избраннике Божиим, о Ваших архипастырях и пастырях, должное участие в церковной жизни и защите нашей Церкви будет залогом нашего спасения. Никто не может остаться в стороне, ищущий спасения в лоне нашей Христовой Церкви. Господь сказал: "...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лук. 9:23). Это та жертва, которую мы обязаны принести, чтобы следовать за Ним во спасение.

Нас ждут теперь непростые времена – гонения на Истинную Церковь усилятся. Уже сейчас мы живем не в преддверии антихриста, а в непосредственном его деянии. Не сложно увидеть, куда идет официальное православие в Отечестве нашем; когда невероятными усилиями, привлекая гос.структуры верующие люди изгоняются с ими восстановленных христианских святынь. Для того, чтобы "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24.24), ведется поистине нечеловеческое наступление на Церковь Христову. Предостерегающие слова Христа о "лжепророках в овечьих шкурах" которые "внутри суть волки хищные" (Мф. 7,15) обязывают нас с осторожностью и осмотрительностью подходить к делу нашего спасения.

Поэтому все, кому дорого Святое Православие, должны стремиться к сохранению единства в лоне Церкви Христовой. Помните, что вне Церкви - нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет Истины.

Дай Бог всем нам устоять и продержаться так же достойно и мужественно, как стоял и держался Владыка Валентин. Имея перед глазами его живой пример, поддерживаемые святыми молитвами почившего Владыки, мы не сойдем с пути Истинного Православия и не пойдем ни на какие компромиссы с «церковью лукавнующих». Курс нашей Церкви после кончины Владыки Митрополита будет неизменен, а стремясь точно соблюдать все его заветы, мы должны проявлять еще большую ревность и строгость.

Мы открыты для диалога со всеми теми, кто ищет спасения в лоне неповрежденного православия. Однако мы далеки от мысли возможного принятия нововведений в спасительное учение Церкви Христовой. Мы не можем принять католических священников в лоно нашей Церкви, на условиях того, что они, находясь с нами в общении - оставались бы в лоне католической церкви. Точно так же мы не можем вступить в общение с иными свяшеннослужителями, желающими быть с нами, но остающимися под каноническим подчинением официальной «церкви» в Отечестве .

Молим Господа, да бы Господь поддержал нас на сем не легком пути. Уповаем в Его спасительный о нас промысел. Да не будут обращены к нам слова Господа: "По что усомнился не верный?!"

По молитвам святаго Владыка нашего Валентина, Господь Бог да простит и помилует всех нас.

Аминь

Подписаться на RSS-ленту новостей