Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Суббота, 01 Января 1994

Исповедники истинного Православия: Архиепископ Афинский и всея Эллады АВКСЕНТИЙ, иерарх и служитель Христов (1912-1994). Часть 1.

Церковь поет святым иерархам тропарь, являющийся иконой и кратким изложением жития и и дел всякого пастыря, поистине посвященного на служение Господу и предавшего свою жизнь за овец: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением — высокая, нищетою — богатая. Моли Христа Бога спастися душам нашим». В нашу бесплодную эпоху мы увидели, что эти добродетели просияли в лице Архиепископа Авксентия Афинского, недавно почившего о Господе после более чем шестидесятилетних трудов служения Господу и Его Святой Церкви.

Его Высокопреосвященство Владыка Авксентий был каноническим архиепископом1 Афин и истинно-православных христиан Греции, то есть тех, кто остался верным преданию апостольской веры, преданной мiру однажды для всех: «О, Тимофее, предание сохрани уклоняясь скверных суесловий и прекословий лжеименного разума, о немже неции хвалящеся, о вере погрешиша». (1 Тим. 6, 20-21). Действительно, в наш век «неции» из тех, кто должны были бы хранить предание Православной Веры — епископы, митрополиты, патриархи — к несчастью «о вере погрешиша»; «но не послушаша их овцы».

Здесь мы хотели бы кратко изложить жизнь и труды Владыки Авксентия и показать, почему овцы Христовы узнали в этом иерархе истинного пастыря, «право правящего слово Истины» среди расколов, ересей и бурь, которые враг Истины воздвигает против тех, кто хочет благочестиво жить во Христе Иисусе. Различные журналы Истинно-Православных Христиан, такие как официальный журнал Синода Pharos и американский журнал Orthodox Christian Witness предоставили нам материалы для нашего исторического очерка. Некоторые детали рассказали нам о. Каллистрат из Афин и мать Ксения, игуменья монастыря св. Иоанна Богослова в Петруполисе, которые вместе с Вл. Авксентием посвятили свою жизнь служению Церкви Истинно-Православных Христиан и были вместе с ним в трудах и напастях.

1. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил…

Владыка Авксентий родился в Фессалии, на родине св. Феодоры Алмирской, 4 апреля 1912 г., в день памяти св. Платона исповедника. В крещении он получил имя Константин. Балканам предстояло семь лет войны — с 1912 по 1918 гг. Уже в 6 лет Константин потерял отца Панагиотиса Пастраса, убитого на фронте, и его матери Василики пришлось одной вырастить своего сына и дочь Елену среди всех трудностей и трудов.

После окончания начальной школы Константин поступил в Королевскую Морскую академию для офицерской карьеры. Он познакомился с одним монахом, братом Миной — духовным чадом святогорского архим. Матфея Карпадакиса. Константин и некоторые из его друзей, пораженные наставлением брата Мины, прониклись любовью ко Господу. Они стали проводить свободное время своих каникул в близких к Афинам монастырях, участвуя в агрипниях — ночных молитвенных бдениях.

С одним из своих соучеников, чадом Церкви, Константин однажды посетил один монастырь, который настолько пленил их сердце, что немного спустя они явились туда, прося их принять в братию, чтобы провести там жизнь в монашеском воздержании.

Так, в 1934 г. в возрасте 32-х лет Константин поступает в Преображенский монастырь в Куваре в Аттике. Основателем его был архим. Матфей, который также основал в Кератеа, недалеко от Афин, женский монастырь.

Господь наш говорит в Своем Евангелии: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир, но меч» (Мф.10,34). Это слово, которое в наши дни так мало вспоминают, должно будет в точности исполниться для будущего монаха Авксентия, предавшего свою жизнь Господу. Однако вскоре, по просьбе родственников, его арестовала полиция и возвратила домой в его деревню, пристыдив его как старающегося уклониться от блестящей карьеры, к которой его готовили. После побега из дома его вновь арестовали, но он убежал через окно полицейского поста. В другой раз члены его семьи силой вырвали его из монастыря и заключили его в доме одного родственника. В третий раз опять домашние его врагами стали ему, но он всегда возвращался в место своего покаяния.

Его мать, не желавшая, чтобы он оставался в монастыре, прибегнула даже к услугам одного колдуна, который послал демона для искушения молодого монаха. Диавол явился ему, призывая монаха вернуться домой. «Я нахожусь в доме Отца моего, — был ответ, — и как ты, который не остался у твоего Отца, но удалился от Него, осмеливаешься пребывать здесь? Вернись к Тому, Кого ты покинул». «Ты хочешь, — сказал демон, чтобы взволновать его сыновнюю нежность, — чтобы я возвратился к твоей матери?». «К моей Матери ты не можешь вернуться, ибо Она — Царица ангелов». Тогда диавол исчез.

Позже Василики сама примет постриг от рук Владыки Авксентия: его мать по плоти станет дочерью по Духу под именем Авксентия и упокоится в монастыре, основанном своим сыном, «в доме Отца».

Вернемся в Кувару, где в 1935 г. пять монахов приняли великий ангельский образ и были пострижены своим старцем герондой епископом Вресфенским Вл. Матфеем. Он дал им имена пяти славных мучеников Великой Армении: Евстратия, Мардария, Евгения, Ореста и Авксентия. Житие каждого из них, говорил вл. Авксентий, отвечает имени, которое он носил: обширная образованность св. Евстратия отразилась в образованности монаха Евстратия, простота мученика Мардария сияла в соименном ему монахе, Евгений обладал благородством, а Орест — физической крепостью, как и их святые покровители. Наконец, также как св. мученик Авксентий был пресвитером, монах Авксентий, посвященный в диакона в 1939 г., на следующий год был рукоположен во пресвитера.

Иеромонах Авксентий проявил усердие и послушание в общежитии, которое следовало уставу св. Саввы Палестинского, принесенному вл. Матфеем с Афонской Горы. К бдениям, коленопреклонениям и постам прибавлялась работа по постройке двух монастырей. Об этой трудовой и аскетичной жизни вл. Авксентий вспоминал как о благословенном периоде своей жизни: «Мы не имели ничего, — рассказывал он однажды во время своего путешествия во Францию, — и те, кто приходил посмотреть на нас, жалели нас, потому что каждый из нас не имел даже рясы на себе, но мы, мы были счастливы».

В течение этих первых лет аскезы и труда молодой монах Авксентий получил плеврит. Всю свою жизнь у него болели легкие. Но из-за этого он, тем не менее, продолжал подвизаться с усердием.

Однажды когда нужно было пересечь линию фронта чтобы принести утешение Церкви одного удаленного города, будущий епископ почувствовал страх, но, получив благословение своего старца, он не мог не сесть в поезд чтобы исполнить опасное поручение. Он заснул в пути, слушая выстрелы, а когда проснулся, то увидел, что партизаны убили в поезде всех, кроме него. Он сохранил послушание, а послушание сохранило его. «Падет от страны твоея тысяща, и десять тысяч одесную тебе, к тебе же не приближатся».

В XX веке Греция узнала ужасы не только Второй Мiровой войны, но и гражданской. Но более страшным было другое — введение в Церкви нового стиля, первое проявление ереси экуменизма.

***
1. Канонический по своему исповеданию веры — истинно-православной, отвергший новостильный раскол 1924 г. и все, что составляет экуменизм, который хуже, чем ересь, потому что он есть действительное отрицание Церкви. Вне истинного исповедания веры нет каноничности. Канонический также, поскольку был признан в свое время Синодом, большим чем его Синод — Синодом РПЦЗ во главе с блаженной памяти Митрополитом Филаретом.

продолжение…

Подписаться на RSS-ленту новостей