Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Суббота, 01 Января 1994

Исповедники истинного Православия: Архиепископ Афинский и всея Эллады АВКСЕНТИЙ, иерарх и служитель Христов (1912-1994). Часть 3.

4. Князи погнаша мя туне, но словес Твоих убояся сердце мое.

1935 год был, как мы только что видели, славным для сторонников традиционного календаря, потому что Бог дал им каноническую иерархию. Но этот же год был обилен на искушения и страдания. Разве не назвал бы Христос Крест, который Он должен был претерпеть для спасения людей, «славным»?

Гонения начались с 20-х годов, давая Церкви христиан, верных Преданию, благоприятный случай пострадать за Христа. В 1927 г. в Мандре Элевсинской в день праздника Архангелов 8 ноября полиция, окружившая церковь с начала всенощного бдения, попыталась арестовать священника, начавшего совершать литургию по священному календарю Церкви. Им преградили путь многие из благочестивых верных, став стеной вокруг священника и не боясь угроз военных. Молодая женщина по имени Екатерина Рутти, мать двоих маленьких детей, была на вечерне со своей семьей, затем ее муж, почувствовав опасность, предложил ей уйти. Таким образом, она находилась у себя дома, когда ее сестра сообщила ей о положении вокруг церкви. Оставив своих, она бросилась присоединиться к верным, находящимся в опасности, и побежала получить мученический венец. Полицейские, чтобы испугать людей, составлявших как бы каменную стену вокруг священника, не поколебались прибегнуть к насилию. Стреляя настоящими пулями, они ранили в голову одну верную, Анжелику Кансарелли. Екатерина, не дрогнув, изобличила зверство этих «охранников», посланных схизматическим «архиепископом» Афинским. Когда один из них поднял ружейный приклад, чтобы им нанести удар священнику, она бросилась защитить его собой и получила смертельный удар по затылку, и упала, заливая землю своей кровью. Успели услышать её шепот: «Пресвятая Богородица…». Она страдала еще семь дней в больнице, перед тем как предать свою чистую душу Богу 15 ноября по календарю Отцов, в первый день Рождественского поста. Христиане проводили её тело как мощи мученицы: «Честна пред Господом смерть преподобных Его», и отныне совершают праздник в честь новомученицы ежегодно в день её успения 15/28 ноября. Таким образом границы между Церковью и схизмой ещё раз оказались запечатлены кровью.

В 1935 г. тысячи благочестивых верных собрались перед кафедральным собором Афин. В панике новостильные клирики закрыли врата храма, и народ пел Параклисис Богородице перед закрытыми дверьми. Несмотря на весьма мирный характер этой манифестации, архиепископ официальной церкви вызвал полицию, которая силой вмешалась и разогнала собрание. Молодой монах Авксентий был ранен в голову и унесён без сознания в клинику.

Позже Владыка Авксентий жалел, что он не умер в тот день мучеником за веру. Бог сохранил его для других сражений.

В 1936 г. и затем в течение всей войны «старостильникам» было запрещено устраивать крестный ход на Богоявление.

В 1939 г., как мы видели, монах Авксентий был рукоположен в диакона, затем в 1940 г. во священника. Он исполнял свое служение в двух монастырях Владыки Матфея, но часто и туда, куда его посылали служить для православных христиан, верных календарю Отцов, часто без священника, в разные места Эллады.

В 1946 г. храм св. Спиридона в Детройте, построенный греческими эмигрантами, отвергшими нововведение, попросил священника из Греции. Отец Агафангел из Каппадокии, эмигрировавший после катастрофы в Малой Азии в 1922 г. стал уже очень стар, чтобы служить. Архиепископ Матфей послал о. Авксентия, которому тогда было 33 года. Благочестивый, ревностный и образованный, иеромонах Авксентий трудился как добрый делатель виноградника Господня. Он был свят не только для греков своего прихода, но и для многих православных из городов Запада: Чикаго, Милуоки и т.д. Он особое внимание уделял разъяснению, что новый стиль уже был соборно отвергнут Церковью. Три все православных собора — 1583, 1587 и 1593 при Иеремии II Траносе Константинопольском — объявили нововведение папы Григория XIII ненужным и антицерковным. Сигиллион (соборное решение) 1593 г., подписанный патриархами Иеремией Константинопольским, Сильвестром Александрийским, Софронием Иерусалимским и Иоакимом местоблюстителем Антиохийского патриарха и других присутствовавших архиепископов, подверг анафеме тех, кто отказывался от православной пасхалии и месяцеслова, чтобы принять пасхалию и месяцеслов «безбожных папских астрономов». Иеромонах Авксентий даже написал специальную брошюру на эту тему; его вдохновенное учёное слово убеждало многих слушателей, в особенности затронуло молодого человека по имени Иоанн, ныне отца Пантелеимона — настоятеля Бостонского монастыря.

В 1948 г Архиепископ Матфей один рукоположил других епископов. Это противоречит Апостольским Правилам, согласно которым епископ всегда должен быть рукоположен двумя или тремя епископами. Лишь в случае крайней необходимости, например, если больше не осталось ни одного епископа, сохраняющего правое исповедание веры, такое действие было бы законным. История Церкви дает нам примеры такого рода. Как и многие другие клирики, иеромонах Авксентий пришел к выводу, что тогда не было условий, оправдывающих действия владыки Матфея. Из этого он заключил, что налицо нарушение, делающее напрасной борьбу «за каноны», которая была их борьбой.
Разделение между архиеп. Хризостомом и его духовным сыном архиеп. Матфеем оказалось тяжелым ударом для верных. Чтобы рассеять оцепенение, которое это событие вызывает до сих пор, нужно всем вспомнить, прежде всего, что диавол никогда не дремлет и наносит самые тяжелые удары, сеет раздоры, и разжигает страсти там, где действительно исповедуется православная вера. Однако также должно всегда помнить о том, что эти скорби вполне могут быть уврачеваны, как был некогда уврачеван раскол в Антиохии между св. Мелетием и св. Флавианом. И очень неправильно было бы сводить всю историю борьбы Истинно-Православной Церкви к этому эпизоду. Не нужно забывать, что и тогда и сейчас тысячи верных молились, постились, жили и свидетельствовали об истинно-православной вере как исповедники. В период гонений это гораздо более важно в духовном плане!

Что касается самих фактов, не нужно упускать из виду, что они стали возможны в атмосфере вспыльчивости и распространившихся тогда подозрений. Действительно, кое-кто постарался тайно ввести в паству истинно-православных христиан предателей с поручением саботировать их святую борьбу. Мудрая осторожность могла тогда уступить место чрезмерному человеческому недоверию совершенно несправедливым подозрениям и т. д…. Каждый поймет, что схизматическая иерархия и ее охранка были весьма заинтересованы разделять, чтобы властвовать.

Причина такого разделения заключается также в недоразумении. Чтобы его понять, нужно вернуться на несколько лет назад. 8/21 июня 1935 г. владыка Хризостом Флоринский и вновь образованный Синод, как мы уже говорили, признал новостильников расколом со всеми вытекающими из первого правила св. Василия Великого последствиями. В рамках этого в 1937 г. в церкви Благовещения на Халки владыка Хризостом разъяснил этот экклисиологический вопрос. Желая избежать схоластической интерпретации этого вышеуказанного канона и ничуть не отрицая его применение, он удовольствовался объяснением, что в подобном случае, когда обнаруживается схизма, благодать мало помалу покидает схизматический орган как больной член, но при этом нельзя механическим способом определить день, месяц и час ее полного исчезновения, как учит августинизм. Тем не менее, он, несомненно, использовал неточную терминологию (раскол в потенции, раскол в реальности), которая могла привести к двусмысленности, чего, однако, не было в его собственном исповедании веры. Это засвидетельствовано его позднейшими посланиями. Правда, в подобной ситуации правильно подобрать слова для понимания малознакомой ситуации было нелегко. Поэтому неудивительно, что его плохо понял один из первых борцов за чистоту веры Марк Ханиотис, который был иноком и учеником архим. Гедеона Папаниколау. О. Марк распространил тогда письмо со своим неправильным пониманием проповеди вл. Хризостома, что вызвало большое смущение и привело к отделению от вл. Хризостома вл. Матфея и его последователей.

Ясно, что вл. Хризостом сделал всё, что было в его силах, чтобы рассеять это недоразумение. Все его энциклики свидетельствуют о том, что он оставался в своем исповедании веры до своего успения в 1955 г. Здесь полезно напомнить, что о. Марк Ханиотис всё же был честен и прямодушен. Позже, отказавшись от своего неправильного понимания, он не поколебался признать свою ошибку и публично исповедать своё раскаяние, в котором он продолжал пребывать до своей смерти.

С этого времени — с 1920 г. по 1950 г. все видели, что экуменическая болезнь официальных церквей лишь все более и более прогрессировала; мнимое «снятие» анафем 1965 г., собрание в Ассизи 1986 г., «уния» в Баламанде 1992 г. сделали очевидной необходимость прервать всякое общение со всем церковным организмом, исповедующим такое отрицание Церкви. Многие христиане понимают, что невозможно желать оставаться верными канонам Церкви и быть в общении с церквами, участвующими в экуменизме, или признавать их церковность1. Многие из православных христиан признают, что те, кого насмешливо называют «старостильниками», являются лишь их старшими братьями в борьбе за сохранение истинной православной веры и признательны им за их отказ, который они противопоставили первому проявлению апостасии. А «старостильники» желают, чтобы те соединились с ними в таком же ясном исповедании веры.

Будучи призван в Грецию в 1950 г., иеромонах Авксентий был принят под омофор вл. Хризостома Флоринского. Недалеко от Афин на месте, где тогда было лишь поле, он основал монастырь св. Иоанна Богослова в Петруполисе. В том же году 14 мая архиеп. Матфей отошел в иной мир.

В это время новый глава государственной церкви архиеп. Спиридон Влахос усилил гонения на старостильников. С 1952 г. по 1957 г. он запретил им совершать крестный ход на Богоявление; священники в любой момент могли быть арестованы. Иеромонах Авксентий и его монахини, верные с самого начала — мать Феология и мать Ксения — камень за камнем строили монастырь, ценою очень больших лишений. Сегодня паломник, который идет поклониться церкви св. Иоанна в Петруполисе, не мог бы и помыслить, как в такое время, когда страх Божий был полностью вытеснен страхом человеческим, верные смогли бы построить тайно такое здание. Этим трудом они способствовали сохранению сокровища Православной веры.

5. Обретох Давида, мужа по сердцу Моему.

После смерти митр. Хризостома Флоринского 7 сентября 1950 г. Истинно-Православная Церковь Греции существовала без епископов2 и управлялась эпитропией (советом архимандритов). Этот совет выдвинул кандидатами в епископы наиболее достойных, остановив свой выбор на трех: архимандритах Акакие (Паппасе), Хризостоме (Киюсисе) и другого Хризостоме (Наслимисе). Архим. Акакий был рукоположен в епископы двумя иерархами Русской Православной Церкви заграницей. Его посвятил вл. Серафим вместе с вл. Феофилом в Чикаго в 1960 г.

В 1962 г. архиеп. Леонтий Чилийский и Перуанский и вл. Серафим по просьбе традиционной Греческой Церкви прибыли в Афины, чтобы вместе с епископами престарелым Парфением Кикладским и Акакием рукоположить нового епископа для истинно-православных христиан.

Архим. Авксентия не было в списках кандидатов, предложенных для рукоположения. Однако десница Господня единая творящая чудеса избрала его. В присутствии епископов Акакия и Леонтия Хризостом (Киюсис) и Хризостом Волосский препирались между собой: кому из них быть рукоположенным первым? Ввиду такого несогласия вл. Леонтий спросил: «нет ли архимандрита, который не хочет быть епископом?» Прозвучало имя Авксентия, и он был немедленно приведен.

Архим. Авксентий находился тогда в своем монастыре, совершая всенощное бдение. Он готовился совершать проскомидию, когда ему сообщили, что епископы немедленно желают его видеть. Поскольку он, прежде всего, желал покоя, эта новость его встревожила. Он спросил совета у четырех монахинь, с самого начала следующих за ним: сестры Феодулии, сестры Хрисоволанты, сестры по плоти о. Саввы, сестры Феологии и сестры Ксении, нынешней игуменьи монастыря в Петруполисе, которая была тогда только рясофорной инокиней. Они убедили его, что служение Церкви обязывает его согласиться. Когда вл. Леонтий увидел архим. Авксентия, он сказал: «Как бы мы могли посвятить в епископы людей, которые уже ссорятся? Но я вижу некоего, кто пребывает в мире, и именно его мы и сделаем епископом». Ни один из избранных человеками не был рукоположен в тот день. Не говорят ли отцы, что Давид был избран Богом за свою кротость?

Так Вл. Авксентий был посвящен в епископа 20 мая 1962 г. владыками Леонтием Чилийским и Акакием с согласия вл. Парфения Кикладского. Обряд продолжался с 11 часов вечера до 5 часов утра, службу пели монахи Иоанновского монастыря в Петруполисе и монахи Никольского монастыря.

Через несколько месяцев вл. Парфений упокоился в Господе. Вл. Акакий также почил в 1963 г. В 1964 г. вл. Авксентий был избран Синодом ИПХ Греции Архиепископом.

6. Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе.

Итак, старостильники восстановили свою иерархию от иерархии Русской Церкви Заграницей. Каким образом объясняется исторически и канонически связь между двумя Церквами, греческой и русской?

Современное экуменическое движение как мы уже говорили, мало помалу родилось и объявилось на свет в 1920 г. будучи однако еще незнакомым непосредственно большинству православных. В то же время стало очевидно, что гонение на православных христиан в России и создание официальных «церквей» (Живая церковь, сергианская Московская патриархия) было задумано с целью сбить верных с истинного пути. Св. патриарх Тихон остался верен учению апостольскому: подобает более повиноваться Богу, чем человекам и, соглашаясь признать коммунистическое правительство, отказался покорить Церковь безбожному государству. После его смерти митр. Московский Сергий, заместитель патриаршего местоблюстителя, по собственной воле согласился на тотальное подчинение государству, в то время как множество епископов страдало в лагерях. Так родилась новая «Московская патриархия», отвергнутая катакомбными иерархами3 и эмигрировавшими иерархами, образовавшими Русский Синод Заграницей.

Духовное сознание Церкви, просветленное Святым Духом, отвергло экуменизм также как и сергианство. Во времена глубокого смятения Бог, создавший в России Катакомбную Церковь, также создал в Греции «старостильную» Церковь4. Сопротивление и здесь и там было тем же самым. Что касается Русской Православной Церкви Заграницей, то она представляла свободную часть исповеднической и мученической Русской Церкви, страдавшей в катакомбах.

Вмешательство Русской Церкви в греческие дела было вполне оправдано канонами. Церковь, конечно, имеет структуру Поместных Церквей, но бывали случаи, когда епископ должен вмешаться в дела другой Поместной Церкви. 121 правило Карфагенского Собора и 15 правило Двукратного Собора дают основания для такого действия: епископ должен вмешаться в епархию другого епископа, когда этот епископ впадет в заблуждение. Таким образом, новый стиль явился таким заблуждением, одновременно догматическим и каноническим, а старостильники боролись за соблюдение канонов.

Вл. Леонтий Чилийский, родившись в Киеве в 1904 г., был старейшим епископом Катакомбной Церкви. Будучи трижды арестовываем НКВД, он познал советские тюрьмы и совершал литургию вместе с заключенными иерархами. Поскольку тот же зилотский дух был в катакомбах и у старостильников, вл. Леонтий пожелал участвовать в хиротонии вл. Авксентия. Факт участия старого епископа Катакомбной Церкви в этой хиротонии установил глубокую и вполне логичную связь между истинно-православными России и Греции. Об этой связи много писал архиепископ Джорданвилльский Аверкий.

Однако ни вл. Серафим ни вл. Леонтий, вынужденные необходимостью действовать быстро, не имели времени представить свои действия на обсуждение Синода своей Церкви. Вл. Леонтию, объяснившему эту необходимость Митр. Анастасию и просившему у него прощения за свою поспешность, последний ответил: «Сделав так, Вы поступили хорошо». Это факт засвидетельствован иеромонахом Арсением, бывшим долгое время духовником женского монастыря в Провемонте. Публичное каноническое признание этих действий и полное общение между РПЦЗ и Синодом ИПХ Греции существовало всё время, когда Митр. Филарет возглавлял Русский Синод заграницей, а вл. Авксентий — Синод Греческой Церкви5.

18/31 декабря 1969 г. Архиерейский Синод РПЦЗ отправил Первоиерарху Церкви ИПХ Греции следующее письмо: «Ваше Блаженство! Братское послание Вашего Блаженства от 25 ноября 1969 г. было зачитано сегодня на собрании нашего Синода. Многочисленные испытания, которые терпит Православная Церковь с начала своей истории особенно сильны в наше лукавое время, и поэтому в особенности требуют единения между теми, кто истинно предан вере Отцов. С такими чувствами мы желаем уведомить Вас, что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей признает действительность архиерейской хиротонии Вашего предшественника, блаженнопочившего архиепископа Акакия, и последующие хиротонии епископов Вашей Святой Церкви. В соответствии с этим и принимая во внимание различные другие обстоятельства, наш Архиерейский Синод рассматривает Вашу иерархию как братьев во Христе, находящихся в полном общении с нами.

Да благословит Господь всех клириков и верных Вашей Церкви в наступающие дни Рождества во плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Это историческое письмо подписано вл. Филаретом и членами Синода.

продолжение…

***
1. Правило 45: «Если пресвитер или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви: да будет извержен». Правило 46: «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христа с велиаром? Или кая часть верному с неверным?». Правило 65: «Аще кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковнаго». Отметим, что некоторые, не вступая в общение с экуменическими Церквами, признают их благодатность, что является антиканоничным и непоследовательным. Правило 15 Двукратного Собора объявляет, что должно удаляться от еретического епископа прежде всякого соборного осуждения, ибо таковой пастырь перестает быть пастырем и становится волком.
2. Престарелый епископ Герман Кикладский, преследуемый то одними, то другими, почил о Господе в 1951 г.
3. Как говорил катакомбный вл. Максим: «тайная Катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними».
4. Любое общение в таинствах и молитве с раскольниками-новостильниками и экуменистами, согласно Преданию Православной Церкви, запрещено.
5. Это общение существовало, пока РПЦЗ сохраняла то же самое исповедание веры.

Подписаться на RSS-ленту новостей