Российская Православная Автономная Церковь, Суздальская Епархия, город Суздаль

Суббота, 01 Января 1994

Исповедники истинного Православия: Архиепископ Афинский и всея Эллады АВКСЕНТИЙ, иерарх и служитель Христов (1912-1994). Часть 4.

7. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе.

Едва угасли гонения против Церкви ИПХ Греции, как дьявол, никогда не бездействующий, вверг людей благочестивых и богобоязненных в новые искушения. К личным распрям, которые, к несчастью, нередко случались в истории, прибавились неизвестные дотоле трудности в православном мiре, и их Вл. Авксентий должен был встретить мужественно.

Некоторые епископы Синода Церкви ИПХ отделились от вл. Авксентия. Они это сделали без шума, перестав приходить на собрания Синода и заявив что «пререкаемые личности» не позволяют им участвовать в работе Синода, возглавляемого вл. Авксентием. Это были Гавриил и Акакий младший1, которые остались «акефальными», отдельными епископами.

Другие стремились действовать так, чтобы очистить Церковь, и обратились к сильнейшей критике своего Главы за то, что он допустил хиротонии лиц, по их мнению недостойных. Таким образом, в 1979 г. два епископа отделились от вл. Авксентия, хиротонисав в епископы группу архимандритов. Такой удар по церковной дисциплине (praxicopima) причинил вл. Авксентию сильную скорбь. Заметим здесь, что даже если упреки, адресованные Синоду этими епископами и архимандритами, были бы основательными, они никоим образом не оправдывали бы этот разрыв общения с Синодом. Все, отделившиеся от вл. Авксентия, к тому же признали, что в то время они сделали это не по догматическим причинам, то есть они это сделали без всякой уважительной причины.

Один из рукополагавших епископов был очень благочестив, но заблуждался — это Каллист Коринфский2, который позже горько раскаялся в содеянном. Он дошел даже до того, что отлучил своего преемника, которого сам же рукоположил, и старался изгнать его из своего монастыря. Что касается других епископов, сторонников отделения, после некоторого времени церковного блуждания, они создали Синод, возглавить который попросили вл. Хризостома Киюсиса, рукоположенного вл. Авксентием в июле 1971 г. Эти возмутившиеся епископы стремились сместить вл. Авксентия. Что он должен быть чувствовать, когда видел, что те, на кого он возлагал руки, восстали против него? «Ядый со мною хлебы моя, возвеличи на мя запинание».

Любой православный христианин может только желать окончания таких раздоров. Писание говорит: «Все мы много согрешаем» (Иак.3,2). Поэтому нужно иметь смирение, чтобы не впасть во множество современных заблуждений тех, кто для того, чтобы заключать унии, провоцирует новые расколы. Нужно вспомнить притчу о плевелах: демон ищет в первую очередь смутить верных православных, которые суть «соль земли». Ввиду этого нужно подчеркнуть противоположный пример вл. Епифания из Церкви ИПХ Кипра3, который всегда руководствовался главным принципом примирения в истине и любви. Его Поместная Церковь, атакуемая в эти последние годы экуменистами-киприотами, выработала блестящее опровержение, изданное Богословским институтом св. Епифания Саламинского. Как св. Спиридон, очень почитаемый этой автокефальной Православной Церковью с первых веков христианства, он остался верным до конца!

Одним из упреков обращаемых «старостильникам» было то, что они принимали к себе пререкаемых лиц. Вот как это происходило.

На Западе среди религиозных меньшинств под именем вагантов существуют действительные самозванцы. Эти «епископы» или «священники» «малых церквей» не находятся в общении с официальными церквами, и очень часто у них нет паствы. Они пользуются некоторыми устоявшимися принципами западного сознания, с одной стороны апломб, с которым они обманывают церковных людей, немного похоже на способ, которым франкский епископат добился в VII в. себе апостольского преемства, истребляя законных епископов и объявляя себя епископами. Они особо причастны ко второму, в самом деле, возлагая на себя бремя, к которому не призваны. С другой стороны схоластическое богословие таинств, постулирующее, что священник даже если он отделился от своей Церкви, продолжает совершать действительные таинства, хотя и запрещенные, дало многим отложившимся от римско-католической церкви клирикам возможность видимости церковной деятельности, а для некоторых самозванцев даже выгодной торговли таинствами. Все эти дела, конечно, являются делами Симона волхва и у антиподов исповеднической и мученической Церкви ИПХ Греции.

Церкви, называемые официальными — римско-католическая церковь, старокатолики, протестантские церкви — разоблачают вагантов самим своим существованием. Последние часто ищут, таким образом, успокаивающего верующих прикрытия. Некоторые из них обращались за протекцией к православию, в частности к старостильным Церквам, которые, выйдя из под тридцатилетнего гонения и запрета обращаться в богословские школы, часто не имели возможности непосредственно отличить плевелы от хорошего зерна, ни распознать тотчас истинно обратившихся от самозванцев4. Так, группе, центр которой был в Португалии, удалось проникнуть в Церковь ИПХ.

Если «старостильники» совершали ошибки, принимая некоторых людей, которые их обманывали, тем не менее, нужно признать, что это происшествие обернулось к их хвале, ибо после того как ошибка была признана, Синод вл. Авксентия изверг из себя самозванцев. Вот решение Св. Синода относительно нами упомянутой группы:

«Св. Синод Церкви ИПХ Эллады ставит в известность, что своим решением, принятым единогласно 23 ноября 1988 г. он исключил из числа своих членов португальских епископов, не поступающих в соответствии с божественными заповедями, законами и постановлениями нашей мученической Церкви».

Преданный и неоднократно осужденный, вл. Авксентий прошел через горькие как смерть искушения, как нам рассказала мать Ксения, бывшая всегда близкой к Архиепископу. Какая смелость позволила ему остаться на мучительном для него посту? Господь ниспослал ему силу свыше.

Риск принять самозванцев является только одной из многих опасностей, подстерегающих всякую настоящую миссию. Искушений для Церкви ИПХ Греции было бы меньше, если бы они замкнулись в границах Эллады и довольствовались проповедью греческому народу. Но разве Православная Церковь может не быть исповеднической и миссионерской одновременно? Разве она может держать под сосудом свет, которым нам поручено Господом светить? Поэтому Вл. Авксентий проводил громадную миссионерскую работу: Африка, Европа, Азия, Америка и Австралия принесли Христу свои дары…. «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся?».

8. Святоапостолы.

Святоапостолы! Таково было первое слово, которым вл. Авксентий ответил таможенникам аэропорта, когда он в 1988 г. прибыл во Францию чтобы посетить французскую Церковь.

Вл. Авксентий в самом деле в 1988 г. принял под свой омофор приходы Европы и Америки, покинувшие по догматическим причинам РПЦЗ. При Митр. Филарете РПЦЗ вынесла грозную анафему экуменистам и сообщающимся с ними. Эта анафема была добавлена в Синодик Православия. Однако после успения вл. Филарета иерархи РПЦЗ объявили, что это осуждение не исполняется ни на одной Поместной Церкви. В ввиду такого едва ли не отрицания анафемы, многие священники, монахи и миряне, принадлежавшие к РПЦЗ, покинули её и присоединились к Церкви ИПХ Греции, не имеющей общения с РПЦЗ.

Многие из православных разных стран, чтобы сохранить веру, полученную ими в крещении, желали общения с возглавляемым Вл. Авксентием Синодом. Изнуряющий труд для иерарха, который не уклонялся со сторожевого поста, доверенного ему Господом.

Владыка Авксентий, помогая епископам своего Синода, посвятил также епископов для различных миссий: сначала вл. Ефрема Бостонского для США, затем вл. Макария для Канады. В 1989 г. вл. Авксентий возглавил хиротонию вл. Фотия для Франции и Европы.

К этим миссионерским заботам прибавлялось желание видеть и лично узнать свою паству. Уже пожилой и очень больной, вл. Авксентий отправился в путь, чтобы укрепить веру. Он посетил Канаду, США и Францию.

Верные этих стран сохранили память об этом иерархе как смиренном и полном благородства, всегда правдивом в слове, внешность которого всегда была исполнена серьезности. Один простой человек, римо-католик из города Динан в Бретани спросил нас: «Кто там идет?... Это православный епископ? Ах, если бы мы могли иметь такого!».

В своем письме Французской Церкви, написанном во время своего путешествия по Франции, Архиепископ упоминал имена тех верных, которые его приняли в свой дом. Эта внимательность к малому была достойна иерарха. Св. Иоанн Златоуст не пишет ли в своей знаменитой речи на слова ап. Павла «целуйте Прискиллу и Акилу»: «Прежде всего, мы должны похвалить добродетель Павла. Охватывая своим вниманием целый мiр, море и сушу, все города, которые солнце осиявает в своем течении, варваров и греков, несмотря на то, что он носит в своем сердце всех людей, он сильно озабочен до такой степени какими-то мужчиной и женщиной в особенности».

Во время своих миссионерских путешествий вл. Авксентий всегда напоминал важный принцип борьбы старостильников за сохранение веры. «Рассказывают, — говорил он, — что во время осады Константинополя одни маленькие ворота в толстых стенах неприступного города были оставлены незапертыми. Именно через них проник враг, и город пал. Календарь это такие маленькие врата; если мы примем новшество, мы откроем ограду Церкви». Настаивая на важности сохранения всего церковного Предания в полноте, Архиепископ снова обращался к словам отцов. В гомилии о Прискилле и Акиле св. Иоанн Златоуст объясняет так: «Еретики говорят: мы не изучаем все части Писания, мы избираем то, что нам кажется более легким, и мы отлагаем остаток в сторону как нечто малоценное. Так и родились ереси из такого произвольного отбора и из таких пренебрегающих смельчаков».

Как писал Архиепископ французскому Братству св. Григория Паламы, кратко излагая смысл своей миссии: «Сегодня мы понимаем, что реформа календаря, объявленная Энцикликой 1920 г. Константинопольским патриархатом, было лишь прелюдией, первым проявлением современной ереси экуменизма и теории ветвей. Те, кто изменил древний литургический ритм Православной Церкви, закончили отрицанием единства Православной Церкви, которое мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры: «Верую во едину святую кафолическую и апостольскую Церковь». Релятивизируя Церковь, содержащую полноту истины и глава которой Христос, они мало помалу релятивизировали догматы, каноны, священные чины, правила поста и духовной жизни. Они создали новое арианство, худшее древнего, в которое сегодня, как и во времена св. Афанасия Великого и св. Максима Исповедника, впали многие Церкви, приняв ересь экуменизма. Только возвращением к богословскому преданию отцов, неподверженному влиянию латинского богословия, можно исправить экуменизм, модернизм, пренебрежение канонами и догматами».

9. Желание имам разрешитися и со Христом быти.

Несмотря на болезнь, труды и попечения, выпавшие ему, вл. Авксентий продолжал свою аскетическую жизнь и посты, служа образцом твердости. В этом, как и во всем, он следовал пути святых Отцов. Говоря о добродетелях ученика св. ап. Павла Тимофея, св. Иоанн Златоуст говорит: «И однако, поднявшись до такой высоты совершенства, он и тогда не был самонадеян, а оставался робким и чрезвычайно боязливым, почему он строго и постился, и не испытывал того, что бывает со многими, теми, которые подвергнув себя лишь на десять или двадцать месяцев посту, тотчас же оставляют всё… но чем больше преисполнялся бесчисленных заслуг, тем больше боялся и трепетал; и такому любомудрию он научился у учителя»5. Вот рассказ, доказывающий такую же осторожность вл. Авксентия.

Однажды о. Патрик Рансон был вынужден отправиться в Афины во время первой седмицы Великого Поста. Посетив монастырь св. Иоанна Богослова, он не мог при всем своем желании видеть Архиепископа, потому что он проводил эту чистую седмицу в строгом посте и великом покаянии, не принимая никого: о. Патрик, ничуть не скорбя об этом, порадовался силе и наставлению, которое Архиепископ доставлял всем своими молитвами и примером.

В 1994 г. Архиепископу исполнилось 30 лет его архиерейства. В возрасте 82 лет и тяжело больной бронхами, вл. Авксентий продолжал исполнять труды своего служения. Когда афинские власти мало помалу застроили окрестности монастыря св. Иоанна Богослова в Петруполисе, вл. Авксентий основал другой монастырь, вдали от города в Капандрити в Аттике. В последнее время своей жизни он очень часто пребывал в этом монастыре, посвященном Вознесению Господа, наслаждаясь благоприятным уединением монашеской жизни.

Последний день своей земной жизни вл. Авксентий находился в монастыре в Петруполисе. Утром после литургии он почувствовал сердечное недомогание, вызвавшее опасения за его здоровье. Вызванные врачи ничего опасного не определили. Остаток дня Архиепископ беседовал с м. Ксенией и другими монахинями, а именно с сестрой Рождественского монастыря в Бостоне, прибывшей из Америки. Вл. Авксентий начал обобщением результатов борьбы истинно-православных христиан Греции. Он рассказал о своем епископском рукоположении, о приезде в Грецию вл. Леонтия Чилийского, настаивая на факте, что он также прибыл посетить места, исхоженные ап. Павлом, Ареопаг, где он проповедовал перед мудрецами века сего и уловил в свои евангельские сети будущего св. Дионисия, епископа Афинского. Архиепископ долго объяснял послание Павла, а именно то место из послания Филиппийцам, в котором Апостол провозглашает: «Желаю разрешиться и быть со Христом, предпочитая земную жизнь жизни с Иисусом Христом».

Тогда мать Ксения догадалась, что видение Архиепископа было необычайно ясным, и она его спросила: «Вам лучше теперь, Владыка?». Он ответил словами, которые она поняла гораздо позже: «да, теперь мне хорошо, теперь мне очень-очень хорошо», и добавил: «Мой труд окончен». Мать Ксения вышла на краткое время. В этот момент Архиепископ замер, смотря перед собой и шепча имя Павла. Все присутствовавшие были уверены, что ему явился св. апостол Павел. Всё время сидя в своем кресле, Архиепископ обратил лицо к иконе св. Мины, а затем предал дух.

Владыка Авксентий почил в четверг 4/17 ноября 1994 г. Похороны состоялись в монастыре Вознесения в Капандрити в следующую субботу. Сотни верных отправились на погребение, чтобы последний раз поклониться своему отцу и пастырю. Архиепископ всё время сидел в своем кресле: его члены были мягкими, многие стали свидетелями совершавшихся чудес, а именно больная глазами женщина почувствовала, что её болезнь исчезла, когда она поцеловала руку усопшего иерарха. Обычай требует, чтобы епископ был положен в могилу сидя, на своем епископском троне. Именно так вл. Авксентий упокоился в монастыре Вознесения в ожидании дня, когда со всеми воскресшими он выйдет в сретение Господу на облаках.

Многие из нас сохранили в своей памяти величие иерарха, когда он проходил святые врата, держа в правой руке трикирий а в левой дикирий, когда он благословлял виноградник Господень. Его оружием была любовь и смирение. Вечная память вл. Авксентию. Да даст Господь и нам осуществить также и в нашей жизни это слово ап. Павла, которое может служить девизом его жизни: «дабы мы… истинною любовью все возращали в Того, Кто есть глава Христос!» (Еф.4,15)

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

La Lumiére du Thabor, 1994
Перевод с французского игумена Феофана.

***
1. Племянник еп. Акакия, о котором до этого говорилось, носил то же имя, что и его дядя, и был рукоположен в епископа Диавлейского вл. Авксентием и вл. Акакием в 1963 г. Вл. Акакий старший умер в 1964 г.
2. Владыка Каллист Коринфский, духовное чадо о. Моисея блаженной памяти, рукоположен в епископа вл. Матфеем, был избран вместе с вл. Епифанием Киттийским для рукоположения по решению РПЦЗ в ответ на просьбу матфеевского синода. Над двумя епископами были последовательно 16 и 17 сентября 1971 г. прочитаны молитвы в Преображенском монастыре в Бостоне.
3. Этот епископ в письме, которое он написал в 1979 г. митр. Филарету в Нью-Йорк, ставил его в известность о том, что «разрешительная молитва», предписанная решением 1971 г., была прочитана над всем клиром Церкви ИПХ Кипра.
4. Таковы плевелы, посеянные на поле. Существуют еще группы, заявляющие о своей принадлежности к Церкви ИПХ, но не имеющие с нами ничего общего, кроме незаконно присвоенного имени. Некоторые из них никогда не были членами ИПЦ, другие были из них исключены, третьи еще могли хитростью проникнуть в эту Церковь, не ходя по ее путям. Их дела явили их многим. Большинство издает объявления о гадательницах на картах или содержит салоны «целителей». Ничего из всего этого не имеет никакого отношения к Православной Церкви, но прямо связано с оккультизмом. Желающие получить, информацию о феномене вагантов могут ознакомиться с книгой Bernard Vignot Les Eglises parallèles изданную Cerf.
5. О статуях 1,3.

Подписаться на RSS-ленту новостей